Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 20.04.2024, 06:48
Приветствую Вас Гость

Русский Stil

ПОЭТРИ-СЛЭМ
на нашем празднике
 
В 2011 году в рамках Фестиваля мы вновь устраиваем состязания по Поэтри-Слэму. В связи с этим большая просьба не расстраиваться поэтам, которые по той или иной причине не успели принять участие в наших конкурсах виртуально. У вас еще есть шанс показать себя на нашем фестивале осенью этого года. Впрочем, в состязании может участвовать любой желающий из тех, кто прибудет осенью в Германию. О своем намерении послэмить с нами, пожалуйста, пишите в своих анкетах-заявках при подаче на участие в фестивальных мероприятиях.
 
Немного больше о слэме 
 

В настоящее время существуют разные мнения касательно сути явления, известного под названием «поэтический слэм».

 

Родоначальник немецкого слэма, берлинский поэт и организатор Вольф Хогекамп в интервью телеканала ARTE подчеркивает: «В американском языке есть выражение to slam the door, что означает хлопнуть дверью. Американские слэмеры использовали этот термин, чтобы отграничить себя от обычного, традиционного литературного процесса. Кроме того, слово «слэм» отражает близость к музыке и ритму» (http://www.arte.tv/de/Kultur-entdecken/Buchtipps/Buchtipp-der--Woche/Pagano--Emmanuelle-/2033786.html).

 

Основателю поэтических слэмов в России Вячеславу Курицыну приписывается следующее высказывание: «Слэм – это поэзия на скорость, на яркость и на деньги» («Невское время», Санкт-Петербург, 2004).

 

Казанский поэт и организатор слэмов Айрат Багаутдинов считает наиболее правильным определением следующее: «Поэтический слэм – форма поэтического соревнования, когда поэты в алфавитном порядке читают свои стихи в течение трех минут, а баллы им выставляют пять случайно выбранных зрителей, оценивая отдельно содержание, отдельно подачу» (http://www.bimru.ru/inner.php?article_id=2491).

 

Наконец, украинский веб-журналист и активист арт-провокативного направления Анатолий Ульянов в своей книге «SLAM: теория и практика поэтической революции» пишет: «Слэм имеет весьма отдаленное отношение к литературе. Слэм – это панк, перформанс и шоу на грани разврата, дебоша, эпатажа и провокации» (Киев, 2007).

 

Так что же такое слэм?

 

Как и любое по-настоящему интересное, свежее и живое проявление свойственного человеку общего стремления к творческой игре, слэм многогранен. Подобно Протею – морскому богу древнегреческой мифологии, способному мгновенно принимать любой облик, – слэм ускользает от точного определения, прикидываясь то конкурсом-турниром, похожим на чемпионат по языковому рестлингу, то клубной реинкарнацией стадионной советской поп-поэзии 60-х в духе Евтушенко-Вознесенского, то неким парадоксальным рок-н-ролльным действом без барабанов и гитар. Но Протея сумел поймать Менелай, и в награду за это многоликий бог предсказал греческому царю-герою правильный путь на Родину. И мы сумеем дать точнейшее определение современному слэму, несмотря на все региональные и мультикультурные различия.

 

СЛЭМ – ЭТО ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНАЯ ИГРА, В ЕЁ ЦЕНТРЕ – ЖИВОЙ АВТОР, АРТИСТИЧНО ИСПОЛНЯЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.

 

Сама идея поэтических турниров (правила могут варьироваться от эпохи к эпохе, от страны к стране) не нова. Более того, она древняя, как мир. «Слагание стихов как публичная игра, преследующая цель, едва ли связанную с сознательным творчеством, встречается повсюду и в самых разнообразных формах. Редко отсутствует при этом и элемент состязания», – пишет Хейзинга в своем фундаментальном труде «Homo ludens. Человек играющий» (М., 2001). Древнегреческие лирики состязались на поэтических турнирах за сотни лет до наступления нашей эры. Мастера магической поэзии в средневековой Скандинавии – скальды – именно на турнирах определяли степень своего могущества. Первые упоминания о поэтический турнирах в древней Японии относятся к 9 веку нашей эры. И в наши дни культурная жизнь такой, к примеру, мощнейшей страны, как Индонезия, не обходится без поэтических конкурсов, причем это не какое-то псевдоевропейское нововведение, а самая что ни на есть традиционная форма, уходящая корнями вглубь веков. Таким образом, изобретенный вроде бы в США в 80-е годы ХХ века поэтический слэм – этого всего лишь новейший зеленый листок на могучем мировом дереве, имя которому – ποίησις, poiesis, «творчество», «сотворение» в переводе с греческого.

 

Да, слэм – это шоу, но это – не шутка! Так приступим же к этому делу со всей достойной его серьезностью. А то, что посмеяться придется наверняка, гарантирует вся многотысячелетняя традиция за нашими спинами.

 

10 СЛЭМ-ПРАВИЛ

1. Число участников не более 12 человек.
2. Время выступления - строго! - 4 минуты.
3. Разрешается исполнять только авторские (собственные) тексты: стихи любых форматов, короткую прозу, импровизацию, интерактивный текст-перформанс и т.п..
4. Запрещается использовать музыкальные инструменты и театральный реквизит.
5. Можно выступать командой, группой.
6. За регламентом следит модератор.
7. Победители в каждом раунде и в финале определяются добровольческим жюри из пяти человек, которое будет выбрано перед началом слэма.
8. Модератор имеет право вносить изменения в регламент по ходу слэма, но лишь в том случае, если они не предоставляют преимущества кому-либо из участников.
9. Победителю вручается приз. Кроме того, могут быть вручены дополнительные призы финалистам или кому-то из участников.
10. Конкурс и победа - это условность, поэтри-слэм - не спорт, здесь оценивается и содержание, и артистизм подачи, но побеждают, в результате, все участники.

Поэтри-слэм – шоу для бесстрашных поэтов

Участнику поэтри-слэма мало быть талантливым автором. Ему нужны артистизм и мужество – ведь судить его будет публика. В Германии поэтри-слэмы стали неотъемлемой частью литературной сцены. Публика слэм-шоу множится.

Поэтри-слэм (от английского poetry slam – "поэтическое сражение") появился в США. В 1986 году Марк Келли Смит, чикагский поэт из рабочей среды, организовал в клубе Green Mill шоу под названием "Оригинальный поэтри-слэм чикагских окраин" (Original Chicago Uptown Poetry Slam). Смит решил положить конец скучным литературным чтениям, на которых поэт монотонно бурчал что-то себе под нос, полностью игнорируя публику.

Литература на показ

Однозначное определение поэтри-слэму дать сложно. Одни называют этот формат поэтическим конкурсом на артистизм, другие – интерактивным литературным шоу, третьи – просто перформансом. Каждое из этих определений содержит ключевые слова: "литература", "конкурс" и "интерактивный".

Участники слэма – как минимум, пять человек – поочередно выходят на сцену и зачитывают свои произведения. Несмотря на приставку poetry, произведения не обязательно должны быть стихотворными. Допускается все: проза, речь, миниатюра, хип-хоп. Главное – чтобы авторство принадлежало самому участнику конкурса. Кроме того, произведение должно исполняться без музыкального сопровождения и каких-либо реквизитов и укладываться в заранее заданные временные рамки.

На суд публики

Существует также ряд неписанных правил. К примеру, плохим тоном считается выступление на разных этапах конкурса с одним и тем же произведением. Не приветствуется также чтение по бумаге: поэт должен общаться с публикой, а значит, его глаза должны быть направлены в зал, а не в манускрипт.

Именно публика является на поэтри-слэмах единственным судьей. После каждого выступления присутствующие демонстрируют свое признание – или отсутствие такового – аплодисментами. Победитель определяется либо ведущим – по громкости и продолжительности аплодисментов, - либо жюри из состава зрителей. Ведущий и жюри имеют право лишать участников набранных баллов – например, за превышение регламента.

Слэм идет по Европе

В Европу поэтри-слэм пришел в середине 1990-х годов. Наряду с Великобританией и скандинавскими странами одним из пионеров слэм-движения была Германия. В 1994 году в берлинском клубе "Ex'n Pop" прошло первое шоу. Организаторами выступили проживающие в Берлине американские поэты Присцилла Бе и Рик Маверик.

Однако датой рождения немецкого поэтри-слэма считается апрель 1997 года, когда в одном из столичных клубов встретились представители слэм-сцены из Берлина, Гамбурга и Мюнхена. Участники встречи решили объединить усилия для популяризации этого явления не только в Германии, но и во всем немецкоязычном пространстве.

Полгода спустя все в том же клубе "Ex'n Pop" состоялся первый национальный поэтри-слэм с участием поэтов из Дюссельдорфа, Мюнхена, Гамбурга и Берлина. Эти города и по сей день считаются центрами движения.

Вознаграждение – только моральное

В 1997 году случилось другое знаменательное событие – основание организации Poetry Slam Incooperated (IPS). Задача IPS – не допустить коммерциализации слэма. Зарабатывать деньги на таких выступлениях - значит наносить удар демократическим основам этого феномена. Участником конкурса – а значит, поэтом - может стать любой: как признанный автор, так и человек с улицы. Самая бесценная награда для победителя слэма – признание публики.

В Берлине "слэмят" даже по-русски

Сегодня, 10 лет спустя, Германия превратилась в центр немецоязычного поэтри-слэма. В ежегодных чемпионатах принимают участие литераторы из Германии, Австрии и Швейцарии. Регулярные поэтри-слэмы проходят более чем в 30 городах страны. Слэм-шоу стали неотъемлемой частью литературных фестивалей. С февраля 2007 года на одном из немецких каналов – WDR – еженедельно транслируется поэтри-слэм.

Однако энтузиасты местной слэм-сцены не стали ограничиваться немецкоязычным пространством. С 2001 года легенда немецкого поэтри-слэма Вевальт Козловский (Wehwalt Kozlovsky) гастролирует в сопровождении "коллег по мастерской" в странах Восточной Европы. А три года назад в Берлине прошел первый русскоязычный поэтри-слэм. С тех пор шоу с участием местных и приглашенных русскоязычных авторов стало традицией.

Поэзию – в массы?

Сможет ли поэтри-слэм вернуть в массы поэзию? По мнению поэта Александра Дельфинова, организатора и модератора русскоязычного конкурса в Берлине, окончательный ответ на этот вопрос даст время, однако ряд положительных признаков уже на лицо.

"Несколько лет назад поэтри-слэм был перформансом для маргиналов, - сказал Дельфинов в беседе с DW-WORLD.DE. – Сегодня в дни проведения шоу клубы забиты до отказа. Люди стоят в очереди, чтобы попасть на поэтический вечер. Это – хороший знак".

Татьяна Петренко
DW-WORLD.DE

Меню сайта

Категории

Финалисты [1]

Форма входа

Поиск

Линки

Рейтинг@Mail.ru
 
 
Раскрутка сайта, Оптимизация сайта, Продвижение сайта, Реклама!

Рейтинг TOP100

 
Русские линки Германии
 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0