«Слово – это дыхание писателя», – говорил Александр
Солженицын, русский писатель, публицист,
общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США
и России. И с этим определением трудно не согласиться. Слово действительно
рождается в глубинах души у каждого пишущего человека, будь то прозаик,
журналист, поэт, и рвется наружу, складываясь в романы, статьи, стихи, песни… И
чем это слово искреннее, тем сильнее оно трогает сердце, а порой заставляет
иными глазами взглянуть на окружающий тебя мир. И в этом я еще раз убедилась,
окунувшись в атмосферу ежегодного международного фестиваля «Русский Stil-2013»,
где собрались с разных концов света удивительно талантливые и жизнелюбивые
творческие люди. Среди них яркими звездочками сияли и мои земляки из подмосковного города Подольска – Светлана
Рагулина и хор воскресной школы храма Воскресения Христова, исполнивший песни
на ее слова и музыку. В номинации «Поющие сердца» они заслуженно заняли первое
место. И это был тот самый случай, когда говорят: «Выступление тронуло до
слез».
– Как
ваш коллектив попал на этот авторитетный международный фестиваль? – поинтересовалась
я у директора воскресной школы храма Воскресения Христова г. Подольска и руководителя
хора Натальи Скрипко.
– Наше участие в фестивале стало возможным
благодаря инициативе Светланы Рагулиной. Наше сотрудничество с ней длится уже свыше
10 лет, то есть с тех пор, как мы познакомились на Рождественском празднике. Тогда
многие зрители отметили, с каким искренним воодушевлением наши дети исполнили песни
«Рождество» и «Колыбельная Богородицы», потому что им самим они очень
понравились. А музыку и слова этих удивительно чистых песен, проникнутых добром
и человеколюбием, написала Светлана.
- И
на нынешнем «Русском Stil-е» все
присутствовавшие на торжественной церемонии были в восторге от вашего хора, в
один голос, отмечая, как необычайно слаженно и проникновенно звучат юные голоса.
Ребят не сбила даже внезапно прервавшаяся фонограмма, и они продолжали петь без
музыкального сопровождения. Как удалось этого добиться?
– С Божьей помощью. А потом практика акапелльного
пения для наших ребят привычна – ведь они заняты в церковном хоре. Там же пою и
я сама.
– Наталья,
а Вы сами обучались искусству петь?
– Я окончила музыкальный факультет Московского
Государственного педагогического института. Там было очень сильное
дирижерско-хоровое отделение, мне посчастливилось учиться у известного дирижера
и хормейстера Игоря Журавленко. Шли 90-е годы, и многие студенты, в том числе и я, во время учебы пели в хорах
при православных храмах. Мой дебют в
церковном хоре состоялся 18 лет назад в храме села Покров Подольского района. Затем
была церковь в селе Коледино, а последние 13 лет я пою в подольском храме
Воскресения Христова. Пришла как хористка, затем, оставаясь певчей на клиросе, стала
директором воскресной школы.
– Я
заметила, что у вас очень дружный и сплоченный коллектив, в котором активное
участие принимают и родители наших хористов, которые тоже приехали на фестиваль.
– Вы не ошиблись. Все вместе на протяжении
этого года мы с большой ответственностью готовились к фестивалю «Русский Stil».
Ребята, которые выступали сегодня, учатся в старших классах школы, но
большинство уже студенты вузов. И они все равно находили время для репетиций. А
что касается их родителей, точнее мам, то здесь мы наблюдаем то нечасто, к
сожалению, встречающееся сегодня явление, когда интересы взрослых и их детей
совпадают и способствуют росту взаимопонимания и созидательному движению
вперед. Например, Наталья Кирейченкова, мама Юры, нашего единственного в
коллективе юноши – наш художник по костюмам, именно в них выступают участники коллектива.
Ей помогает Татьяна Глушко – мама Марии
и Екатерины. У нас замечательный хореограф Ольга Ефремова – в нашем коллективе поет
ее дочь Алена – она, по сути, моя правая рука во всех творческих делах. Среди участников
хора и моя дочь Ольга, а также Наталья Борисова и Светлана Федорова.
И если вы спросите их о фестивале, то
уверена, что каждый ответит, как много полезного он им всем дал. А главное – появилась
настоящая уверенность в своих силах и возможностях. Ведь петь ребятам приходилось
на всевозможных концертных площадках и перед совершенно разной по возрасту и
составу аудиторией. Общее благое дело, которым мы занимаемся, давно уже
переросло границы общего увлечения, оно пронизывает всю нашу жизнь, людей
разных поколений, но одинакового мироощущения и нравственных ценностей.
– В
этом убеждена и автор стихов для детей и о детях, член Международной гильдии
писателей Светлана Рагулина. Беседуя с ней, невольно
вспомнила конференцию, проходившую в рамках фестиваля, и выступление на ней
руководителя детской секции Международной гильдии писателей психолога из
Санкт-Петербурга, тоже автора детских произведений Светланы Романовой. Так вот
она напомнила присутствующим одну из заповедей Корнея Чуковского – мыслить
рисунками, и если к стихотворению можно
сделать только один рисунок, то оно написано не для детей. Так что непростое
это дело – писать детские стихи. Но Светлана Рагулина с ним успешно справляется
и, может быть, потому, что где-то в глубине души сумела сберечь в себе того
самого ребенка, умеющего любить бескорыстно, прощать легко и радоваться
искренне.
– Я пишу стихи последние полтора десятка
лет, в основном это произведения для детей, – рассказывает Светлана Рагулина. –
А отдельный цикл взрослых стихотворений, которые я пока нигде не печатала, да и
никому не озвучивала, посвящены моему супругу и естественно, по большей части
они о любви и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
– Светлана,
кто из русских поэтов является Вашей путеводной звездой?
– Александр Сергеевич Пушкин. Он для меня в
мире поэзии – все. Так ярко, доступно и одновременно гениально на русском языке
больше не писал никто. Это в полной мере касается и его сказок, и
стихотворений. Практически любой ребенок с легкостью выучивает поэтические
строчки великого поэта буквально за считанные минуты.
–
Говорят, что поэтами не становятся, а рождаются…
– Лично у меня было несколько по-другому.
Естественно писать стихи, как и многие из подростков, я пробовала, еще учась в
школе, но, на мой самокритичный взгляд, они были слабые. Затем окончила Московский
государственный университет культуры. Мы изучали секреты литературоведения,
театроведения, журналистики, проведения детских и культурно-массовых праздников
и другие творческие дисциплины.
И
вот уже обретя немалый жизненный опыт, получив определенный багаж различных
знаний, прочитав вслух целую библиотеку своим детям, я как-то внезапно, в одночасье,
решила попробовать сама что-то написать. Самое первое стихотворение я осознанно
не стала показывать специалистам в области литературы, а просто прочитала своим
детям. Ведь ребенка невозможно обмануть, и он никогда не будет распевать песню
или твердить стихотворение, которые ему не понравились. Поэтому чтобы писать
удачные детские стихи, особенно для дошколят, взрослым нужно действительно
видеть мир глазами ребенка. К моему удивлению и радости, дочка и сын выучили
мой первый стихотворный опус буквально за две минуты. Не сочтите за громкие
слова, но считаю, что именно они подвигли меня на дальнейшее поэтическое
творчество.
Но вот секреты поэтического вдохновения до сих
пор остаются для меня большой загадкой. И я не могу объяснить, почему,
например, одни вполне удачные стихотворения рождаются в очень длительных
творческих муках, а другие строчки возникают буквально мгновенно, на лету, так
что еле успеваешь записывать их на бумаге.
– Светлана,
я знаю, что первое место на фестивале «Русский Stil» – это не первая Ваша победа в творческих конкурсах.
– Да это действительно так. Для любого
автора очень важно признание слушателей или читателей, чтобы стихи были
интересны не только его детям или ближайшим друзьям и родственникам. Но, увы, молодым,
даже очень талантливым авторам сегодня с детскими стихами пробиться на
издательский рынок сложнее, чем, пожалуй, представителям любого другого
литературного жанра.
Первого творческого успеха я добилась ровно
десять лет назад, в 2003-м году, еще работая в газете Подольского региона «Утро
вечера мудренее» в качестве ответственного секретаря. Это была номинация «Молодые
авторы детям» в международном конкурсе «Ступени» в рамках фестиваля
«Библиобраз», проводимом под патронажем Л. А. Путиной. Радостные ощущения,
которые я испытала, услышав в конференц-зале гостиницы «Россия» от члена жюри
высказывание в свой адрес: «Перед нами стоит юная Агния Барто» – я, конечно же,
не забуду никогда в жизни.
Следующим был международный конкурс «Золотая
строфа», в котором я стала дипломантом в
номинации «Стихи для детей». После этого появился ряд подборок в литературных
альманахах, мои стихи и загадки вышли в детских журналах: «Веселые картинки»,
«Свирелька», «Веселый затейник», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и
Андрюшки», тиражом 15 тысяч экземпляров полетели к детям первые книжки-малышки
«Цветной огород», «Страна «Играйка» и «День рождения».
А когда я узнала, что в «Русском Stil-е»
есть номинация «Песни и стихи», решила принять участие в этом международном творческом
конкурсе. В прошлом году авторские песни дали мне звание дипломанта, а ребята,
их исполнявшие, оказались победителями в номинации «Голоса России». Тогда же я
стала и членом Международной гильдии писателей. А в нынешнем году, как вы
видите, мы добились еще большего творческого успеха, победив совместно, я как
автор, а хор воскресной школы подольского храма Воскресения Христова, как исполнитель
моих песен «Ярмарка» и «Ангел добра».
Вот
оно то самое дыхание писателя, поэта, которое, хотим мы того или нет, по сути
сопровождает всю нашу жизнь – от колыбельной песни матери до стихов о любви и о
нас самих. И это слово-дыхание учит нас видеть красоту, проявлять нежность к
ближнему, устоять перед ударами судьбы и много чему другому. Одним словом, как
говорил Валентин Берестов, русский поэт, лирик, писавший и для взрослых, и детей, «как можно много
совершить добра при помощи бумаги и пера…»
Татьяна
Мельникова, гость фестиваля «Русский Stil»,
главный
редактор газеты «Утро вечера мудренее», Россия
|