Держу в руках фестивальный
альманах этого года. Красиво оформлен, в приложении диск с конкурсными песнями.
Пролистываю страницу за страницей, перед глазами лучшие тексты сезона и
фотографии с фестивалей разных лет: улыбающиеся одухотворенные лица, импозантные
декорации, яркие костюмы, да просто так в двух словах все даже и не опишешь. От
начала и до конца чувствуется великолепие торжества и становится немного
грустно оттого, что мне лично не случилось попасть на столь чудный «Праздник
сердец», как говорится о фестивале в его собственном гимне. Впрочем,
организаторы утешают, что повода для сожалений нет, и фестиваль – не последний,
а кто захочет, может попытать счастья на будущий год, когда объявят новый
конкурсный сезон, или же просто приехать в Германию на фестиваль и приобщиться
к действию.
Ну а сейчас мне
хочется чуть ближе познакомиться с призерами фестиваля-2013 и их судьями, а
заодно понять – каковы шансы у будущих конкурсантов добиться славы и выйти в
финал.
О судьях. Чувствуется, что судейская команда этого года
потрудилась на славу. Хотя, конечно, вывести единую формулу таланта и выбрать
достойнейшего из достойнейших еще ни у кого не получалось. Судить любой конкурс,
а особенно литературный – дело архисложное. У членов любого жюри (и тут нечего
скрывать) не только различное восприятие одних и тех же текстов, но есть и свои
любимые направления, приоритеты. Оценка судьи – это субъективный взгляд
отдельно взятого человека. А при подведении итогов результатом является суммирование
нескольких субъективных мнений и даже, возможно, кардинально противоположных. В
итоге может явиться миру совсем неожиданная картина. Впрочем, насколько мне
известно, в этом конкурсном состязании судьи все-таки приходят к общему
знаменателю, стараясь в силу своих возможностей сделать максимально честный и справедливый
выбор.
Как же оценивают
литературные произведения, поданные на конкурс? Существуют ли особенные критерии?
О текстах – по информации Оргкомитета. Типичные правила построения литературных
произведений известны с глубокой древности. В частности Цицерон в свое время
справедливо замечал, что пытаться изложить письменно свои мысли, не умея их ни
расположить, ни ясно выразить, ни увлечь читателя приятным слогом, может только
человек, злоупотребляющий своим и чужим временем. Так вот древнеримский философ
и писатель на первое место ставил именно умение расположить мысли. Последовательность
частей должна быть мотивированной, части – соразмерными, а приёмы композиции
определяться содержанием и характером произведения. Прочность его конструкции
достигается чётким выделением центральной проблемы, умением отобрать
необходимое и отказаться от всего лишнего, гармоничностью сочетания частей.
Разве ж это сегодня не актуально? Вполне. Может быть, и не все судьи читали
Цицерона, но прописных истин четко придерживаются.
Композиционная
полнота, необходимость и единство – требования, общие для построения всех литературных
произведений независимо от вида и жанра. Что это значит? Что у любого
произведения должна быть форма, к которой относят стилистику, композицию,
соответствие задуманного написанному, и то, что характеризуют как «читабельность»:
темпо-ритм, энергетику повествования, внутреннюю логику, удержание
читательского внимания.
Друзья мои, пробовали
ли вы хоть раз оценить собственное произведение по Цицерону или хотя бы с точки
зрения постороннего? Скажете – не просто?.. А представляете – каково судьям
разложить тексты по полочкам, особенно если перед глазами десятки, сотни или
даже тысячи текстов?.. Вот то-то и оно. И тем не менее…
Послушаем, что
скажут о конкурсных работах сами судьи.
Елена Игнатовская – о детских номинациях
Если говорить о самом конкурсе, то в этом году мне
посчастливилось оказаться в составе
членов жюри, а значит, взглянуть на конкурсные работы не трепетно как автор, а
как строгий судья, критически. В результате я получила бесценный опыт и, с
вашего позволения, хочу поделиться
своими выводами.
Если кто-то считает, что писать для детей просто, то это
великое заблуждение. И проблема вовсе не в том, чтобы писать на те темы,
которые интересны детям, одно из главных условий – это писать для детей языком
детей. Только умение проникнуть в психологию ребёнка поможет автору достигнуть
поставленной цели. Большинство конкурсных работ, на мой взгляд, были написаны «взрослым»
языком, или лучше сказать – по-взрослому. Научить ребёнка «что такое хорошо,
что такое плохо» можно не только нравоучениями (а в представленных работах их
было немало!), нужно уметь найти такую форму подачи идеи, чтобы ребёнок сам
сделал соответствующие выводы, не получая разжёванную автором мораль. Ребёнок
хоть и мал, но умён, поэтому нельзя его недооценивать.
Второй вывод, не менее важный. Читая многие работы, ловила себя на мысли, что это уже было. Кошечки, собачки, считалочки, скакалочки в их традиционном
представлении – хорошо, но об этом нам уже рассказали Агния Барто, Самуил
Маршак, Сергей Михалков. Чем хуже мы, современные авторы? Надо искать что-то
своё, новое. Я не против тех же кошечек и собачек, но пусть это будет свой,
особенный взгляд на лохматого друга, новая необычная ситуация, в конце концов,
новая форма подачи идеи. Не будем себя обманывать, поэзия сейчас не в почёте у
современных детей, а поэтому, чтобы привлечь их к чтению, их надо удивлять,
привлекать, то есть нужны какие-то «изюминки».
И последний вывод. Это касается и поэзии, и прозы. В
представленных работах очень мало познавательности, хотелось бы больше. Это
важно для формирования личности ребёнка, развития его кругозора. Среди
конкурсантов-прозаиков, например, десятки «Андерсенов», но почему-то я не
встретила ни одного «Пришвина» или «Бажова». Поэтому я призываю всех авторов
экспериментировать не только с идеями, формами, но и с жанрами. Возможно, вы
найдёте что-то интересное, сделаете какое-то открытие в детской литературе.
И в заключение я
хочу напомнить всем давно известную истину: тот, кто не стремится, тот не
выигрывает. Конечно же, победят сильнейшие, но те авторы, которые в этот
раз не окажутся в числе призёров, не должны опускать руки, они просто обязаны
двигаться дальше. Это большой стимул, поверьте, к примеру, мне «Русский Stil»
«покорился» с третьего раза. У каждого есть шанс и ни в коем случае нельзя его
упустить.
Ольга Козэль – о поэзии
Тексты,
которые мне довелось оценивать, очень порадовали: уровень, безусловно, сильный.
Читалось все легко и с удовольствием. Поэтому хочу искренне поблагодарить
поэтов, принявших в этом году участие в
конкурсе «Русский Stil».
Надеюсь в дальнейшем не потерять их из виду, ведь, как сказал еще Борис
Пастернак, «талант – это единственная новость, которая всегда нова».
В нашей жизни
сейчас очень много поверхностного. Сделалось вдруг выгодно писать никчемные
книги, снимать плохие фильмы-однодневки, ставить спектакли, которые забываются
тотчас после просмотра. На истинное, глубокое, настоящее нужно время – а время,
как известно – деньги. Слава богу, поэзии это не коснулось. Пока не коснулось.
Что будет дальше – зависит только от нас с вами. Желаю не растерять тот свет,
который дан вам свыше!
А теперь несколько слов о победителях, в частности – золотых лауреатах
литературных номинаций.
В номинации «Поэзия»
1 место занял Изяслав Котляров из Беларуси. За плечами у Изяслава факультет
журналистики Белгосуниверситета. До недавнего времени он возглавлял картинную галерею «Традиция» имени Германа Прянишникова. Сейчас – на пенсии. Член Союзов белорусских и российских писателей. Автор
23 поэтических книг. В 2001 году ему
присвоено звание Почётного гражданина города Светлогорска.
В номинации «Молодые
дарования» 1 место у Елены Саяновой из города Орска, Россия. Участник ЛИТО им. Кедрина.
В 2011 году закончила заочное отделение Литературного института. Писать стихи начала в 10 лет. Всерьёз – с
14-ти. В старших классах активно участвовала в литературных конкурсах,
неоднократно публиковалась в альманахах литературного объединения «Кедринцы» и
Пушкинского фестиваля «Современники».
Номинация «Проза».
1 место завоевала Наталья Жукова из Челябинска, Россия. Буквально сразу
после фестиваля была принята в Международную гильдию писателей, с чем Наталью сердечно
и поздравляю. Наталья по специальности инженер, мама двух прекрасных детишек. Часто
бывает в Германии и на творчество ее вдохновляет немецкий город Фрайбург.
1 место в номинации
«Юмор, ирония, сатира…» досталось Алексею Березину, США. Родом Алексей из
подмосковных Мытищ, закончил Бауманский Университет. С середины девяностых живет
в Нью-Йорке, работает программистом. В нерабочее время он – поэт-пародист.
А теперь номинация
«Нашим детям». Среди поэтов 1 место у Людмилы Буратынской из Украины. По профессии
она художник. Член МСПУ МСПС и Конгресса литераторов Украины.
Среди прозаиков 1
место у Михаила Попова из России. В свое время окончил Ленинградский
государственный университет, факультет Журналистики. Сегодня – главный редактор литературного журнала «Двина».
Автор двух десятков книг. Лауреат ряда общенациональных премий и двух
Международных.
Номинация «Публицистика,
эссеистика». 1 место заняла Наташа Северная, Украина. По профессии историк
и практический психолог. Победитель конкурса крупной прозы «Триммера 2010».
Номинация «Луч
надежды». И снова в лидерах Украина. 1 место присуждено Елене Зинченко. Елена
успешно совмещает адвокатскую практику с литературной деятельностью; член МГП –
представитель в Киеве. Лауреат международного литературного конкурса «Зелёная
волна 2012» в номинации «Проза», дипломант международного литературного конкурса
«Слово миру-2012» (Италия «Unione Universale di Solidarieta»). В её писательском активе –
исторические, приключенческие романы, детективы, сценарии к кинофильмам,
мультфильмам, сказки и сказочные повести для детей, фольклорные легенды, саги.
Номинация «Германия
из моего окна». В лауреаты вырвался Вадим Борисов, Россия. Член союза журналистов. Пишет песни, сценарии. Автор сборников стихов и
музыкальных альбомов, созданных в соавторстве с композитором Александром
Ермоловым.
Вот такие золотые
итоги уже состоявшегося фестиваля-конкурса «Русский Stil-2013». От души поздравляю победителей, счастья
вам, удачи и новых побед!
Иван Степанцов, журналист, публицист
специально для газеты «Земля полнится талантами»
|